суббота, 5 марта 2016 г.

Дух подразумевает, он не объясняет (Намек как средство выражения)

        
 
С земной точки зрения, именно концентрация, или синтез, естественных фактов подчиняет их Духу. Формальным элементарным прототипом результата такого процесса является математическая формула, которая предопределяет в данном целом конкретные величины. Вторичные прототипы того же порядка создаются естественными, или беспристрастными, законами. Очевидно, что подобные формальные рассуждения не затрагивают существа проблемы, но они мостят дорогу к ее правильному обозначению, показывая вытекающее из этого следствие, а именно: что, с точки зрения природы, Дух подразумевает, он не объясняет. Предопределяя — чистой интенсивностью — любую возможную экстенсивность, Дух, как принцип, избегает всяческих норм, которыми руководствуется мир явлений. В таком случае необходимость в объяснении сразу свидетельствует о недостаточном уме. Поэтому намек, как средство выражения, несет по сравнению с ясным и точным языком более высокое духовное содержание. Конечно, мы говорим не о таком намеке, к которому прибегают из-за неспособности точно выразиться, а о таком, который демонстрирует, что совершенная фраза доносит больше, чем в ней сказано, и говорит меньше, чем доносит. В действительности это подтверждает и любое произведение искусства, которое повсеместно признается великим; аналогично распознается и острый ум: ведь ему не требуется объяснений, чтобы ухватить смысл.
“Искусство жизни”, граф Герман Кейзерлинг, с. 83-87

Комментариев нет:

Отправить комментарий